Танковый дизель УТД
На основе проведенных экспериментальных работ 6 июня 1958 г. постановлением Совета Министров СССР 609-294 и соответствующими приказами ГКОТ заводу было
поручено создание семейства унифицированных короткоходных высокооборотных (повышенной быстроходности) танковых дизелей (УТД) для легких, средних и тяжелых
танков. В ноябре того же года для разработки этих двигателей на заводе организовали ОКБ во главе с Б.Г. Егоровым.
Исходя из того, что в этот период времени в других конструкторских бюро отрасли велись работы в основном по созданию двигателей для средних и тяжелых танков,
в результате выполненных НИОКР в ОКБ завода в 1958-1959 гг. в первую очередь были разработаны проекты двигателей мощностного ряда от 426-460 до 735 кВт
(от 580-625 до 10ОО л.с):
УТД-10 мощностью 460 кВт (625 л.с.), предназначавшийся к установке в опытный танк "Объект 140" завода 183;
УТД-30 мощностью 426 кВт (580 л.с.) - для харьковского опытного танка "Объект 430" (как альтернативный вариант опытному двухтактному двигателю 5ТД
того же завода);
УТД-40 для нового челябинского тяжелого танка "Объект770". Все двигатели создавались в безнаддувном варианте. Проект первого двигателя УТД - 10(8Д12П1-1038)
в связи с прекращением работ по танку "Объект 140" так и остался в чертежах.
Конструкторско-техническая документация по дизелю УТД-30 (8Д12П1 -30), была полностью отработана к концу 1958 г. Опытный образец изготовили в июне 1959 г.
По сравнению с серийными двигателями типа В-2 он имел лучшие массогабаритные показатели (например, высоту двигателя уменьшили, изменив угол развала блоков
цилиндров). Наряду с сокращением хода поршня (со 180 до 150 мм) увеличили частоту вращения коленчатого вала двигателя (с 1800-1900 до 2600 мин). По топливной
экономичности дизель УТД-30 находился на одном уровне с двигателем 5ТД.
Суммарная теплоотдача в воду и масло была меньше, чем у серийного дизеля В-55, имевшего аналогичную мощность. По показателям теплоотдачи УТД-30 уступал
лишь двухтактному двигателю 5ТД (200 ккал/ч против 150 ккал/ч). Средняя скорость поршня у дизеля УТД-30 составляла 13,5 м/с и была выше, чем у всех серийных
и опытных танковых двигателей. Высокая габаритная мощность 435 кВт/м3 (592 л.с./м3) была получена путем перехода на более высокие температуры цикла.
Отказавшись от применения наддува и форсируя двигатель при уменьшении коэффициента избытка воздуха, разработчики существенно упростили его конструкцию,
но при этом возникли трудности в обеспечении работоспособности деталей поршневой группы из-за более высоких температур рабочего процесса. Температура
отработавших газов доходила до 700 С и выше.
В безнаддувной модификации дизель УТД-30 практически не имел возможности для форсирования по мощности. Для этого двигателю нужен был воздух, который мог
дать только наддув.
|