Выбор лучшего танкового двигателя
Испытания подтвердили возможность гарантийного срока службы двигателя В-6Д в 350 ч с последующим доведением его до 500 ч. Однако испытания выявили опасную
в пожарном отношении работу подогревателя (пуск подогревателя на бензине был затруднен, а работа его - неустойчива).
Параллельно с созданием двигателя В-6 в конструкторском бюро БЗТМ велись НИР с целью выбора лучшего варианта танкового двигателя. В 1949-1954 гг. были
выполнены проекты двигателей Д-17, Д-19, Д-21 и др., которые приводили к значительному отрыву от конструкции серийных двигателей типа В-2.
Работы по проектам этих двигателей показали необходимость проведения объемного анализа для оценки и целенаправленной разработки двигателя с характеристиками,
взаимоувязанными со всеми системами силовой установки, что позволило бы получить наиболее оптимальные размеры МТО танка.
В мае 1954 г. заместитель главного конструктора завода Б.Г. Егоров предложил для нового харьковского танка "Объект430" безнаддувный четырехтактный
звездообразный трехрядный (с тремя цилиндрами в каждом ряду) дизель Д-21-9 мощностью 426 кВт (580 л.с.) при частоте вращения 2500 мин. Для нового тяжелого
танка предусматривался его форсированный, более мощный вариант: Д-21-9Ф. Длина двигателя Д-21-9 составляла всего 700 мм, размерность двигателя; диаметр
цилиндра и ход поршня 165 мм. Однако эти проекты в металле реализованы не были. Не получил дальнейшего развития и разработанный в сентябре 1954 г.
проект Х-образного двенадцатицилиндрового трехрядного дизеля с углом развала цилиндров 90, также предназначавшегося для установки в средний танк.
В том же 1954 г. в КБ завода развернулись НИР по созданию четырехтактного, двенадцати цилиндрового V-образного двигателя В-54У (наименование приведено в
соответствии с планом НИР завода на 1954 г. Прим. авт.), унифицированного по основным узлам и деталям с дизелем В-54, который предназначался к установке
в новые средние танки.
|