Войсковая эксплуатация В-6М
Результаты войсковой эксплуатации танков ПТ-76БМ с дизелями В-6М позволили рекомендовать применение бензинов А-66, А-72 и авиационных топлив ТС-1 и 1-2 в
объемах работы на них двигателей 200 ч и 250 ч соответственно. Однако при использовании этих видов топлива (особенно бензина) требовалось доработать
топливную систему танка по причине проникновения паров бензина в боевое отделение и МТО, затрудненного пуска прогретого двигателя, повышенного
невырабатываемого остатка бензина в баках и необходимости уменьшения заправочной емкости баков из-за течи бензина из суфлера.
Следующим этапом исследования вопроса обеспечения многотопливности двигателей серии В-6 стало создание многотопливного дизеля с повышенным гарантийным
сроком службы (500 ч при работе на различных топливах и до 1000 ч при работе на штатном дизельном топливе), который прошел испытания в пяти танках
ПТ-76БМ с октября 1965 г. по июль 1966 г. в районе г. Самарканда (ТуркВО) и г. Яворова (ПрикВО). Двигатель В-6Д был приспособлен для работы на
штатном дизельном топливе, автомобильных бензинах А-66, А-72 и авиационных топливах ТС и отрегулирован на мощность 176 кВт (240 л.с.) при частоте
вращения коленчатого вала 1800 ми. удельный расход топлива составлял 245 г/кВт-ч (180 г/л.с.-ч).
Помимо изменений, внесенных в конструкцию двигателя в результате перевода на многотопливность, усовершенствованию подверглась и его топливная система.
Вместо топливоподкачивающего насоса РНМ установили бензиновый центробежный насос БЦН (при этом изъяли сливной бачок и кран выпуска воздуха из системы);
в верхней части все топливные баки соединили атмосферной трубкой (она обеспечила равномерное давление в баках и исключила переполнение и раздутие
большого правого бака циркулирующим топливом); ввели дренажную систему со специальным клапаном для устранения разряжения и отвода паров топлива из
баков, а также проток топлива, обеспечивавший непрерывное удаление образовавшихся паров топлива из канала топливного насоса и фильтра.
Повышенный срок службы двигателя В-6Д обеспечивался за счет следующих конструктивных изменений: увеличения угла подачи топлива с 30-33 до 34+0,5 для всех
применяемых видов топлива; установки впускного коллектора с подводом воздуха в середине для его равномерного распределения по цилиндрам при их наполнении;
введения топливного насоса с подводом смазки, с плунжерными парами, имевшими дренаж просочившегося топлива, и с трехпозиционным упором рейки; форсунок с
отводом просочившегося топлива во всасывающие каналы головки блока и распылителями, обработанными холодом; топливоподкачивающего насоса 896-4 конструкции
ОКБ-20 Министерства авиационной промышленности, отрегулированного на давление 0,34 0,02 МПа (3,5+0,2 кгс/см2); использования хромированных маслосъемных
поршневых колец и свинцового покрытия втулок верхних головок шатунов и шатунных вкладышей (для лучшей приработки) и др. Кроме того, на двигателях были
установлены опытные генераторы Г-6,5С с измененными подшипниковыми узлами и новой смазкой подшипников типа ВНИИ НП-219АДЛЯ повышения ресурса генераторов, а также
стартеры СТ-721 с инерционным приводом.
|